Эксплейнер (от англ. explain – объяснять) — это короткое видео, способное буквально за минуту в легкой форме донести важную информацию о чем-либо. Эксплейнер имеет широкое применение: в маркетинге, в обучении, во внутренних коммуникациях. В этой статье мы будем говорить о применении этого инструмента именно HR-специалистами компаний.
Некоторые HR-отделы не пользуются возможностями формата только потому, что мало о нем знают. Тем не менее, эксплейнер – актуальный инструмент обучения для T&D и информирования для специалистов по внутренним коммуникациям. Возможно, это прозвучит слишком рекламно, но компании, которые начали использовать эксплейнер, возвращаются за ним еще, и некоторые говорят, что уже не могут без него обойтись.
Формат используют в качестве инструкции, емкого ознакомления с чем-то сложным, знакомства с преимуществами и недостатками продукта или решения.
Основные характеристики формата
Прежде всего, эксплейнер – это ролик, который что-то объясняет. Это короткое видео до двух минут. Основная задача такой «объяснялки» – дать предельно ясную и понятную информацию.
Эксплейнер может объяснять принцип работы, представлять собой инструкцию, знакомить с правилами, алгоритмами и тому подобное.
Легкость подачи, краткость, концентрация на одной теме – вот его характерные особенности.
Другие признаки формата:
- Видео смотрится и усваивается без усилий.
- Не вызывает дополнительных вопросов.
- Из него однозначно понятно, о чем речь.
- Содержит конкретные простые шаги или перечень свойств, условий, правил.
Что можно объяснить с помощью explainer video
Что компании обычно объясняют сотрудникам с помощью роликов эксплейнеров? Вот темы, которые не раз и не два мы в dt group освещали через этот инструмент:
- Цифровая безопасность.
- Правила работы с электронной почтой.
- Правила работы с онлайн-платформами.
- Цифровой этикет.
- Правила подачи заявок на конкурс.
- Правила противопожарной безопасности.
- Порядок эвакуации.
- Инструкция по использованию.
- Порядок работы системы бонусов.
- Новости системы лояльности.
Например, вот наш ролик для Лаборатории Касперского про важность использования сложных паролей в интернете
Эксплейнеров можно создавать бесконечное множество. Любой момент, связанный с работой в организации, может подтолкнуть к применению эксплейнера. Особенно, если этот момент становится причиной массовых проблем.
И в корпоративном обучении формат эксплейнера любят и применяют многие компании, ведь в тренде microlearning: один микроурок – один шаг к освоению совершенно любой темы. Быстро, коротко, ясно.
Если посмотреть примеры эксплейнеров, можно сделать вывод, что мы имеем дело с очень простым форматом: все просто, по полочкам, минимум деталей. Так ли легко производить подобные ролики?
Сложно ли создать простую «объяснялку»
Самое сложное – выбрать из массива данных только основное, только важное. Первоначальный источник информации часто представляет собой буклет на сотню страниц, в котором «важно все», а ролик-эксплейнер длится обычно не больше пары минут.
Тут важна работа с клиентом и с креативной командой: клиент помогает определить самое важное, а «креатив» формулирует ключевые тезисы. Далее клиенту отправляется на согласование шорт-лист, и в результате мы выделяем действительно важное, и с точки зрения решаемой задачи, и с точки зрения простоты и «смотрибельности» ролика.
Важно учесть целевую аудиторию и цель ролика: кого, чему обучить, и, главное, зачем. Ролик даст эффект, если в процессе работы над ним удастся выяснить глобальную цель. Примеры таких целей:
- Снизить риски несчастного случая на производстве.
- Снизить число случаев утечки данных.
- Повысить компетентность сотрудников в какой-то области.
- Проинформировать о нововведениях, снять количество вопросов.
Например, вот ролик для Сбера, цель которого – повышение уровня цифровой безопасности
Основное, что определяет выбор видеоприемов, место размещения ролика. Где, в какой момент его будут показывать? Его могут разместить на корпоративном портале, в точках короткого контакта (например, в лифте), в столовой, в холле. Соответственно, это может быть ролик со звуком, без звука, с закадровым голосом, с крупными надписями или мелким текстом, с разной динамикой образов.
Сценарий ролика эксплейнера
Собрав вводные для производства эксплейнера, в продакшн студии приступают к созданию сценария. Выбирается техника ролика – графический или съемочный – после чего согласованный с заказчиком сценарий дополняется визуальным представлением.
Особенность формата «эксплейнер» – отсутствие в кадре человека, который объясняет. Все смыслы предаются через образы и важно, чтобы доносимая информация считывалась мгновенно. Для эксплейнеров чаще всего выбирают анимацию различных видов. Она отлично справляется с задачей передачи смысла без звука.
Сколько стоит ролик эксплейнер
Минутный анимационный ролик-эксплейнер в нашем исполнении обойдется ориентировочно в 300 000₽. За эту цену можно получить качественный 2D-ролик с классической инструкцией.
В разработку ролика входит:
- Продюсирование.
- Разработка концепции.
- Создание сценария.
- Отрисовка.
- Анимация.
- Титрование.
- Озвучка.
Увеличить цену может большое количество динамичных персонажей, 3D-решение. Создание 3D-ролика обойдется значительно дороже, но такой ролик как правило и создают для решения специальных задач – очевидно, такой продукт подразумевает гораздо большее количество работ и стоит дороже.
Кстати, вы в любой момент можете заполнить бриф прямо на нашем сайте для просчета более точной стоимости и получения индивидуальной консультации
Эксплейнер для внешних, а не внутренних целей
Формат используют и для демонстрации вовне, например, клиентам, партнерам компании, самой широкой аудитории. Если в ходе открытых профильных конференций транслировать яркую простую инструкцию по использованию вашего продукта, сервиса или одной из его функций, можно получить крепкий рекламный эффект. Ролики о том, как зарегистрироваться на мероприятие, как работать с интерфейсом программного обеспечения, как устроены новейшие технологии повышают интерес к бренду и его предложениям. Не упускайте эту возможность.
Вот наш эксплейнер о том, как регистрировать карту лояльности Ашана
Нужен ли вам эксплейнер
Если у вас есть информация, которую нужно систематически доносить разным людям одинаковым образом, эксплейнер может стать лучшим инструментом. Попробуйте!